Участие в боевых действиях
История боевой славы нашего института напрямую связана со студентами и преподавателями, ушедшими на фронт и героически сражавшимися как в Советской армии, так и в многочисленных партизанских отрядах. Кроме того, в начале войны многие участвовали в создании защитных сооружениях на подступах к Ленинграду.
В начале июля 1941 года положение на фронте осложнилось. На Ленинград двигалась группа армий «Север». Танковые части противника широким потоком наступали с юга, двигаясь к Луге. К 10 июля 1941 года немецкие войска вторглись в пределы Ленинградской области. Над Ленинградом нависла угроза вторжения. Вместе с частями Красной Армии на фронт уходили дивизии народного ополчения. 13 июля 1941 года в городе приступили к формированию истребительно-партизанских полков. Горный институт стал базой формирования народного ополчения Свердловского (Василеостровского) района.
За трое суток был сформирован 5-й истребительно-партизанский полк особого назначения в составе 1000 человек рабочих и служащих Балтийского судостроительного завода, а также студентов и преподавателей Горного института. Комиссаром был назначен доцент ЛГИ П.Д.Трусов. 15 июля 1941 года полк отбыл на Северо-Западный фронт и активно действовал в тылу врага до ноября 1941 года. Одновременно велось формирование небольших студенческих партизанских отрядов.
Первый партизанский отряд
К 22 июля 1941 года в институте было закончено формирование первого партизанского отряда. Командиром отряда № 81 (первого в Горном) был утвержден выпускник 1930 года, участник Гражданской войны, доцент Ахат Шагеевич Усманов. Комиссаром отряда стал только что окончивший институт инженер-геолог А.Н. Попов, заместителем командира – студент-дипломник А.К. Птицын. Командирами отделений были назначены К.А. Полунин, П.М. Цветков, А.М. Тетерин.
В течение месяца отряд проходил боевую подготовку под руководством кадровых командиров. Бойцы изучали отечественное и трофейное оружие, минно-подрывное дело, тактику партизанской войны. В специальной подземной камере во дворе института доцент А.Ф. Вайполин проводил занятия по взрывному делу. Профессор Н.Г. Келль прочитал лекции по ориентированию на местности.
В ночь с 22 на 23 августа 1941 года отряд перешел через линию фронта. С 23 августа штаб отряда, явочный пункт и радиостанция находились в лесу южнее села Борисово (Ленинградская область, Гатчинский район, Вырицкое городское поселение). Через пять дней партизаны передислоцировались в лес около села Введенское (Вырицкое городское поселение). Мелкими группами по 3–6 человек бойцы проводили разведку по шоссе вдоль правого берега реки Opeдeж и около населенных пунктов Борисово, Слудицы, Введенское, Некрасово и др.
В течение недели было передано в штабы частей Красной Армии 14 разведсводок с данными о продвижении войск противника, о количестве и местоположении дальнобойных орудий, о месте и характере работ восстановительных групп противника (авторемонт и пр.). Как стало известно впоследствии, на основании разведывательных сведений, добытых отрядом в районе Слудицы – Введенское, авиация Ленинградского фронта вывела из строя скопление бронетанковых войск противник
28 августа на шоссе южнее села Борисово бойцы А.П. Кремлев, П.М. Цветков, К.А. Полунин, О.А. Буров, Д.Б. Коваленский под командованием комиссара А.Н. Попова автоматно-винтовочными выстрелами уничтожили немецких солдат и офицеров, ехавших на грузовике.
29 августа на опушке леса около села Введенского студенты-партизаны – А.М. Тетерин, А.Ф. Карпов, В.Ш. Кронгауз, Ю.И. Сытин, М.И. Васильев, Н.В. Образцов, Ф.И. Драко – под командой помощника командира партизанского отряда А.К. Птицына напали на обоз противника, в перестрелке были убиты три фашиста, несколько лошадей, повреждено более трех километров телеграфной связи.
В ночь со 2 на 3 сентября 1941 г., выполняя приказ командования, отряд в полном составе перешел через линию фронта и вернулся в Ленинград
9 сентября 1941 года партизанский отряд ЛГИ № 81 в составе 40 человек под командованием А.Ш. Усманова был отправлен в тыл врага второй раз. Перед отрядом была поставлена задача: «...пройти в район Оредежа и действовать по коммуникациям противника, не допуская провоза по железным, шоссейным и проселочным дорогам продуктов, боеприпасов и горючего». В постановлении ЦК ВКП(б) «Об opганизации борьбы в тылу германских войск» говорилось: «…Создать невыносимые условия для германских интервентов, дезорганизовать их связь, транспорт и сами воинские части, срывать все их мероприятия, уничтожать захватчиков и их пособников…», «…задерживать немецко-фашистскую мотопехоту, отсекать ее от прорвавшихся танков и истреблять, разрушать мосты, связь, уничтожать обозы и склады; действовать стремительно, нападать внезапно из засад, вынудить противника бросить часть сил для охраны тылов»
На этот раз партизаны действовали в различных районах Ленинградской области: по шоссе Ропша – Усть-Луга, Красногвардейск – Кингисепп, Ленинград – Луга, Слуцк – Вырица, Слуцк – Любань, а также на железнодорожных линиях Ленинград – Луга, Ленинград – Орeдeж Октябрьской, Ленинград – Званка. Партизаны успешно действовали на коммуникациях противника, устраивали засады, нападали на обозы, уничтожали технику и живую силу врага, разрушили деревянный мост через реку Opeдеж около Вырицы, а благодаря полученным от бойцов отряда по радио координатам наши летчики разбомбили полевой немецкий аэродром
12 сентября по дороге Мшинская – Сиверская партизаны устроили засаду на немецкую автоколонну и уничтожили семитонную цистерну, одну легковую машину, убили двух офицеров и 15 солдат противника.
23 сентября группа отряда уничтожила штабную машину, два мотоцикла и семь автомашин с бензином; было убито 6 оккупантов
В конце сентября успешные действия партизан заставили немцев активизировать свою деятельность против отряда. Возвратившись на базу в районе станции Мшинская после одной из операций, партизаны обнаружили, что заготовленных для отряда продуктов нет. На запрос по радио получили приказ выходить к Невской Дубровке. Обратный путь был тяжелым, каратели неотступно шли по следам партизан
7 октября 1941 года при переправе через Мгу у поселка ЦНИГРИ произошел бой с группой фашистов численностью 40–50 человек, в ходе которого отряд потерял 8 человек убитыми. Так как большой группой невозможно было перейти линию фронта, отряд разбили на две части
10 октября одна группа из 13 человек во главе с командиром отряда А.Ш. Усмановым, дойдя до линии фронта, попала в засаду. В начавшемся бою в районе Черной речки А.Ш. Усманов был ранен в ноги, погибли бойцы этой группы Н.П. Задворный, Д.Б. Коваленский, Б.А. Цветков, А.Ф. Стриевский, И.М. Набздоров, а 7 человек вместе с раненым командиром вышли к своим. Другая группа (15 человек) во главе с командиром отделения Е.М. Романовым с боями пробилась через линию фронта.
Итог боевых действий партизанского отряда под командованием А.Ш. Усманова за период с 22 августа по 11 октября 1941 года: уничтожено 160 немецких солдат и офицеров, две артиллерийские батареи, 3 легковые, 5 грузовых и 2 санитарные автомашины, одна цистерна с горючим, 18 подвод с различными грузами, 3 пулемета, испорчено не менее 10 километров телефонной связи, взорваны 2 деревянных моста
Второй партизанский отряд
Командиром второго партизанского отряда Ленинградского горного института был назначен аспирант, горный инженер-электромеханик Сергей Андреевич Медведев. 13 сентября на двух грузовых машинах отряд отправился в Пушкин, а оттуда – на станцию Семрино. Ночью отряд перешел линию фронта. В распоряжении партизан было 5 лошадей, с помощью которых перевозили 300 кг тола. В намеченном районе действий партизаны организовали две базы. Первую расположили в бараке, окруженном густым лесом, там до войны жили рабочие местных торфоразработок. Вторая запасная база была создана в восьми километрах от первой. Там на случай отхода от основного лагеря партизаны закопали в землю триста тысяч винтовочных патронов, сто штук гранат и другие подрывные средств
18 сентября 1941 г. разведчики отряда совершили первую смелую боевую операцию – на шоссе Мины – Каушта забросали гранатами немецкую штабную машину. Три офицера и шофер были убиты, разведчики захватили ценные документы.
В районе Орлино разведчики Ладинский и Попов обнаружили замаскированный вражеский аэродром с 40 самолетами. Об этом радировали командованию фронта, и вскоре наша авиация уничтожила его. Партизаны обнаружили и уничтожили авторемонтную базу, а вблизи станции Новинка взорвали большой железнодорожный мост длиной 30–35 метров
В ночь на 19 октября отряд С.А. Медведева совершил крупнейшую диверсию. Между станциями Дивенская – Низовская Варшавской железной дороги партизаны заложили под железнодорожное полотно 6 фугасов по 45–50 кг. Во время взрыва и возникшего пожара было ранено и убито свыше 400 немецких солдат и офицеров, разрушено железнодорожное полотно, паровоз и большинство вагонов воинского эшелона полетело под откос. Движение на этом участке дороги было остановлено на 6 суток. В районе станции Мшинская были разрушены 6 шоссейных деревянных мостов. После крушения воинского эшелона немецкое командование выпустило листовку, в которой за голову партизанского командира, «горного инженера» было обещано 30 тысяч рейхсмарок.
На рассвете 25 октября разведка доложила, что каратели идут с лужского направления, от станции Новинки и от поселка Дружная Горка. В это время был получен приказ командования о немедленном возвращении отряда в Ленинград. Обратный путь отряда был полон трудностей и лишений: партизаны шли через Глебовское болото, страдали от голода и холода, в боях с карателями гибли товарищи. На Пендиковском озере подорвались на минах и были ранены командир Медведев, радист Тараканов. Партизаны прорвались к своим через линию фронта на участке юго-восточнее Мги.
В ночь с 10 на 11 декабря 1941 года летчики Куличук и Погуляев перелетели линию фронта, взяли на борт раненых партизан, в том числе С.А. Медведева, и под огнем немцев переправили их на Ленинградский аэродром
Итог боевых действий второго партизанского отряда под командованием С.А. Медведева в Лужском и Тосненском районах за период с 13 сентября по 10 декабря 1941 года: взорвано два железнодорожных моста у станции Новинка, уничтожена авторемонтная база, 219 грузовых автомашин, пять легковых автомашин, 9 тракторов, 5 орудий, 4 зенитные пушки, пущен под откос воинский эшелон с боеприпасами и людьми.